ГАЛИНА КАРЕВА КАК ЧЕЛОВЕК И ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ


«Избрав себе нелегкий путь,

Вступив на поприще искусства,

Мне трудно пред собой взглянуть,

Меня пугают мои чувства.

Что ждет меня? Венец терновый,

Иль славы путь зовет меня,

Или пустой и бестолковой

Ненужной службы толкотня?

Творить хочу! В творенье жить!

И за труды свои наградой

Хочу признанье получить,

Тогда мне будет жизнь наградой».


       Это стихотворение Галина Карева написала, когда ей было 18 лет.  И оно стало как бы её жизненной программой, которую она выполнила до конца.  Она всегда чётко знала, чего хочет и чего не хочет.

      Яркая и самобытная, Галина Карева была поистине уникальной личностью с богатейшим духовным миром. Всех знавших её поражала в ней эрудиция, разносторонние интересы.  Она увлекалась философией, историей, литературой, медициной, естественными науками.   Очень много читала.  Добавьте к этому её блестящий талант рассказчика, остроумие, неиссякаемое чувство юмора и самоиронию, и вы поймёте, что Галина Карева  была прекрасным собеседником и украшением любого собрания.   Она могла поддержать беседу с самыми разными людьми из всех слоёв общества. Она умела и говорить, и слушать, что, согласитесь, встречается нечасто.  Особенно обаятельной её делала природная жизнерадостность, теплота, доброта, отзывчивость, скромность и простота.

       Умный и наблюдательный человек, Карева любила людей по-настоящему, испытывала к ним подлинный интерес.  Она подмечала в людях то, чего не видел никто другой.

        Одарённая логическим мышлением, твёрдая и бескомпромиссная в своих убеждениях, она умела отстаивать их.   Ей претили лесть и фальшь и она всегда давала это понять решившимся льстить и фальшивить.  Вообще, она умела хранить чувство собственного достоинства в любых ситуациях.

       Когда люди оказывались в ее обществе, они вели себя более сдержанно, чем иногда позволяли себе. Все время сохранялась невидимая дистанция, всегда чувствовалось уважение к ней. Это относилось не только к ее друзьям, но и к большим чиновникам. Чиновники разговаривали с ней уважительно и, если позволяли себе грубость или какую-либо вольность,  она тут же давала им отпор. Вообще, она была отчаянно смелая.      

       Галина Карева очень серьёзно и ответственно относилась к своей профессии.  Она читала массу специальной литературы.  В круг её чтения входили книги о театре, музыке, мемуарная литература, работы крупных театральных критиков, в частности, Аполлона Григорьева, Кугеля и др.  У неё всегда было собственное мнение обо всём прочитанном, очень оригинальные суждения.

       Галина Алексеевна считала, что в искусстве  не должно быть компромиссов, и этого принципа придерживалась всю жизнь.  А это означало, что она ни от кого не хотела зависеть, ни перед кем не хотела унижаться, в своих решениях  была самостоятельна.  Она стремилась быть честной перед собой. Вот ее слова: «Говорят у меня характер плохой, но может быть, благодаря ему, я и считаю себя счастливой, потому, что не делала того, чего не хотела и пела только то, что мне нравилось».

       Ей приходилось противостоять завистникам и начальству, а их было немало.

       Карева очень ответственно относилась к своим выступлениям, серьёзно готовилась к ним и очень волновалась. Зато потом, после выступления, если всё проходило по её задумке, её было не узнать: она светилась счастьем,  была  одухотворенной, и очень красивой.

       Все, чего она добилась в жизни,  - это её собственная заслуга. Завоёвывать успех, лучшие залы страны, приглашения на гастроли в те времена, которые пришлись на расцвет её творчества, было почти немыслимо без опеки дирекции, партийной организации театра, курирующих культуру партийных чиновников или, наконец, какого – то сильного патрона из ЦК партии или правительства.

       Такой поддержки у Каревой  не было, так как это было несовместимо с её прямотой и  независимостью. Она не состояла ни в месткоме, ни в художественном совете театра, ни в партии. Она считала, что общественная деятельность отвлекает артиста от творчества и повторяла, что «служенье муз не терпит суеты». Все свои духовные и физические силы она отдавала искусству. На вопрос, почему она не в партии, она отвечала, что её партия, это партия Кармен. Известно, что кто занимался общественной работой и был членом партии, имел определенные преимущества.

       Галина Алексеевна могла противопоставить этому только свой талант и всенародную любовь к ней, которая выражалась в большом количестве восторженных писем и в дирекцию театра, и в официальные инстанции. Это было её оружие. Это её спасало.

       Вот ее любимая фраза: «Пение – это выражение здоровья. Человек поет, когда он здоров и счастлив. Он должен петь процентами голоса, т.е. когда у тебя все благополучно, когда ты не растрачиваешь свой основной запас». Она не пела процентами. Она все время растрачивала свой основной запас. Она работала на износ, отличалась феноменальным трудолюбием.  Её всегда отличали уважение к зрителю и строгость к себе.       

       Природа богато одарила её для того, чтобы быть успешной в искусстве. Меццо-сопрано яркого красивого тембра, богатый обертонами, ровный на всём диапазоне в две с половиной октавы, звучащий свободно, без всякого нажима, достигая при этом предельной выразительности. Сколько тончайших нюансов мог передать этот голос, звучащий так мягко и красиво от нежнейшего пиано до волнующего форте!..

       У неё был безукоризненный музыкальный вкус, великолепно отточенная дикция и природное чутьё.

       А незаурядное драматическое мастерство позволяло ей создавать на сцене живые и достоверные образы.

       Привлекала поклонников Галины Каревой и её эффектная внешность. Высокая, стройная, с горделивой осанкой, очень женственная, она покоряла всех.   Неотразимы были её красивое лицо, большие лучистые глаза и обворожительная «каревская» улыбка. Она никогда не повторялась. В её пении и в её игре всегда присутствовал элемент импровизации, а потому к ней невозможно было привыкнуть, и интерес к ней не угасал.

       Но Карева не удовлетворялась природными своими дарованиями, стремясь постоянно оттачивать своё вокальное и драматическое мастерство  Ею двигало чувство уважения к своей профессии, строгость к себе самой,   желание постоянного самоусовершенствования, а также нелицемерная любовь к зрителям и уважение к ним.

       Что же касается отношений с коллегами, то у неё не было зависти к чужому успеху. Она никогда не участвовала в интригах, не гналась за славой, наградами, званиями. Главное для нее было ее любимое дело. Она говорила, что она имела бы и звания и награды, если бы пошла наперекор своим жизненным принципам, своим убеждениям.

       Любовь к театру настолько пропитала Галину Кареву, что и в быту ей свойственна была некоторая театральность.  В её уютной квартире было подобие дворцового убранства:  гладкие ультрамариновые обои, пунцовые шелковые шторы, картины в золоченых рамках. Гостиную украшали канделябры, огромное зеркало в красивой раме и старинная ваза на черном концертном рояле.

       Любовь к театральному сказывалась у Галины Каревой и в том, что она и людей любила ярких, одетых модно и со вкусом.  Ей нравились в людях красивые эффектные позы, образная умная речь.  Она могла простить людям даже авантюризм, если они хорошо держались и были достаточно артистичны, но не терпела фальши.

       Певица была прекрасной хозяйкой и очень гостеприимным человеком.  У неё всегда было многолюдно. Люди были самые разные, но никто не чувствовал себя стеснённо, зажато. Она умела создать у себя в доме такую атмосферу, при которой всем было хорошо и уютно. И это давалось ей легко. Она всегда держалась просто, непринужденно, находя с любым гостем общий язык. После общения с ней, каждому казалось, что у него сложились с ней какие-то особенные, теплые, дружеские отношения.

       Неудивительно, что многие любили эту замечательную женщину.  У неё было много романов. Но она никогда не могла бы увлечься человеком, равнодушным к её творчеству. Мнение о ней, как о певице и актрисе, было для неё гораздо важнее восхищения её красотой и обаянием.  Последнее она воспринимала или как должное, или как несущественное. Путь к сердцу Галины Каревой лежал отнюдь не через поклонение ей как женщине, а через преклонение перед ней как актрисой.

       Она была замужем несколько раз.   Все её  мужья были люди достойные, по – своему талантливые. Однако браки не были долгими. И что интересно, после разводов бывшие её мужья продолжали оставаться её друзьями. 

       Её единственный сын Саша  рос очень способным мальчиком. Она его очень любила и очень переживала, что могла уделить ему не так много времени, как хотелось бы.   Сын Каревой  избрал сферой деятельности искусство.  Он окончил ГИТИС  и  был прекрасным ведущим концертов своей матери.

              Далеко не гладко прошла артистическая жизнь Галины Каревой. На её пути было много, казалось бы, непреодолимых препятствий, однако многие преодолевались, благодаря её уму, интуиции, смелости, решительности.

       За 30 лет творческой деятельности Галины Каревой были отмечены неизменным успехом.  Она приобрела самую широкую известность и пользовалась не только популярностью, но и самой настоящей любовью многомиллионной армии своих поклонников.

         Она очень любила русскую природу, всякую живность.  Её привязанность к России была очень сильной. У неё была возможность уехать жить во Францию.  Для этого ей надо было выйти замуж за человека, которого она не любила, но для неё это было немыслимо.  Да и, вообще, она всегда говорила, что всё настоящее  - у нас, в России.

       Карева сумела прожить жизнь, устояв перед многими искушениями.  Цельность её натуры проявилась в том, что  однажды сделав свой выбор, она до конца бескомпромиссно служила высокому искусству, принеся на его алтарь всю себя без остатка.

       И эта жертва не осталась без награды. Галины Каревой нет уже много лет, а память о ней до сих пор жива. До сих пор музыкальные фестивали и вечера её памяти собирают огромные аудитории.  И эти аудитории состоят не только из тех, кто знал её при жизни и бывал на её концертах, но и из тех, кто познакомился с её творчеством по записям, уже после её кончины.

       Всё, о чём здесь написано, подтверждается массой примеров  в книге. «Галина Карева – певица России».

«Ее можно приобрести в интернете, набрав Галина Карева – Певица России».


Лидия Карева